?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

            Я отправлялся на фестиваль Sziget в 2008 году преимущественно с одной целью – отрываться под электронную музыку во многих ее направлениях – драм-н-бейс, техно, транс, электро, эйсид джаз, прогрессив хаус. Благо, анонсированных именитых исполнителей там хватало – Justice, Pendulum, Chase and Status, TC, Marcus Intalex, Kraak & Smaak, Ferry Corsten, Vitalic, Jack de Marseille, Carl Cox (которого, правда, к моему счастью, заменил John Digweed), Modeselektor , Yonderboi и другие. Танцевал я всегда, везде и со всеми - на столах, скамейках, на траве, на песке (в воде вот только не довелось – больно уж грязный Дунай был). На ногах, на руках (в попытках танцевать брейк) и просто лежа – когда отказывали ноги, а остановиться было невозможно. Заканчивая в 5 утра отрываться на ночных электронных сценах, я перемещался на Afterparty arena, где собирались все выжившие. Здесь на мягком пляжном песочке я, потягивая водичку из бара, вместе с европейцами продолжал танцевать.
 

Попытки вернуться в свой палаточный городок довольно часто заканчивались неудачами. Не успевал я улечься часов в 7 утра, как меня дергали за ногу и вытягивали в Ambient арену – здесь мы могли поваляться на мягких подушках, послушать легкий чилл-аут, техно или ненапряжный псай-транс и выпить свежеприготовленного ароматного чая. Через несколько часов выбравшись отсюда, мне на глаза могла попасться небольшая машина с бесплатными энергетиками… И понеслось заново! В 3 дня остров начинал свой новый фестивальный день, в то время как у меня мог все еще длиться nn-ый день.  

           Если ночью меня бодрили сцены с электронной музыкой, то днем и вечером я просто разрывался. Мое обычное состояние – как успеть везде. Порой, скрипя зубами, приходилось отдавать предпочтение одному из 3-4 именитых, выступающих одновременно на разных площадках, разбросанных по острову (всего же арен было немногим больше 50-ти). Вот тут-то и проявилась моя всеядность. Во мне открылся скрытый хэви-металлист, дэз-металлист, хардкоровец, поклонник хард-рока, панка и многого-многого другого тяжелого. Так, в то время как почти все русскоязычные отправились орать вместе с «Ленинградом», я с другом предпочел остаться на выступлении команды “Volbeat”, выступающей в стиле «элвис-металл». Никогда не забуду этого ощущения, когда огромная толпа преимущественно волосатых металлистов орут слова песен, прыгают, показывают «in the name of goat» («козу», то бишь по-нашему) и… я с суровым лицом, еле сдерживая при этом улыбку, с ними трясу своими несуществующими патлами, ору слова песен, большинство которых не знаю, прыгаю всем на ноги. Я один из них! Попытайся я даже выйти – у меня бы вряд ли получилось. Да и не захотелось бы. Энергетика, драйв, адреналин, эмоции накрывают меня вместе… с какими-то немцами лет под 35. Они берут меня на поруки, и теперь мы одной большой компашкой прыгаем и орем в такт, слэмимся, показываем друг другу большие пальцы, выражая восхищение, в перерывах между композициями пытаемся общаться на разных языках, при этом отлично друг друга понимая. В этом – одна из основных составляющих фестиваля. Ты на одной волне с тысячами таких же безумцев. Это выступление я считаю по-прежнему самым лучшим из всего того огромного количества, которое я увидел.




Да, были еще и Meshugga –группа со стилем, который я бы определил как металл с ломаным ритмом, - вроде и хочется танцевать, а не знаешь как – то ли брейкс, то ли головой трясти; и Apocalytica , на которых я танцевал с раскрытым от удивления ртом – настолько виртуозно они исполняли металл на виолончелях; и Serj Tankian, кавер которого на композицию Beatles “Girl” довел публику до экстаза, и воплощение культуры панка Sex Pistols со… снятием штанов во время выступления, и Iron Maiden…
 
На концерте живой легенды «Iron Maiden» я видел, как невольно наворачивались слезы на глаза пришедших поклонников команды. Да, я также кричал ставшую после фестиваля практически слоганом слова из песни «Fear of the dark», также обнимался и раскачивался с 50-тысячной толпой и просто терялся от одной мысли – «Как может такое количество людей быть на одном концерте?» Спустя несколько дней рекордным стали выступления R.E.M и Jamiroquai, собравшие под 70 тысяч людей. Всего же за семь дней на фестивале побывало 385 тысяч со всего мира. Вот именно тут я понял фразу «яблоку негде упасть». Размах меня потряс по-настоящему…


При всем этом организаторы справлялись, при чем очень хорошо справлялись, с этой массой людей. Учитывая особенно то, что большая часть посетителей фестиваля жили в палаточных городках на острове. Если ночью после грандиозных концертов практически не было места, не усыпанного стаканчиками из-под пива и прочим мусором

то уже к 7 утра все, абсолютно все, было в чистоте.
По всему острову были установлены душевые,

 биотуалеты (которые опять же утром убирались!), скамеечки со столами возле баров, коих невозможно было сосчитать, палатки с кухней разных стран – тут тебе и венгерский гуляш, и итальянская паста, и чья-то, уж простите за неведение, морская кухня. Организованы камеры хранения для ценных вещей, пункты для зарядки телефонов, интернет-точки, обменники, стоянки для велосипедов, аптеки, несколько магазинчиков и огромное количество точек с сувенирами как самого фестиваля, так и выступающих артистов и даже площадка под открытым небом, где стоял огромный экран с кучей столиков и удобных кресел и велась он-лайн трансляция Олимпийских игр из Пекина. Охрана (небезызвестный In-Kal) на острове присутствовала, но она была невидимой – конфликтных ситуаций я так и не встречал (лозунг посетителей – «без драк и воровства»), а сами охранники большей частью проявляли себя возле выступлений, снимая «плывущих» к сцене по головам людей или выручая тех, кого могли сильно зажать перед сценой. Очень приятно удивила ценовая политика в барах на острове – в любой точке острова, не важно, возле главной сцены или где-то в самом дальнем уголке, ты покупал алкоголь по одинаковым ценам, и что более необычно для меня, - эти цены я мог посмотреть в бумажном или электронном путеводителе по фестивалю. Приятно, когда тебя не пытаются обмануть, как то бывает частенько на крупных вечеринках в Киеве или у нас…

Помимо знакомств с музыкой я каждый день знакомился с кучей людей со всего мира. Познакомившись с венграми, уже через полчаса они угощали меня своим абсентом, учили своему языку и рассказывали анекдоты на венгерском. Я их понимал, хотя столкнувшись позже с этим языком, я думал – «О боже! Как на нем можно говорить?». С голландками, разумеется, я общался на англо-голландском (мог бы, конечно, добавить, что спонсор понимания – мартини, но правильнее все-таки будет указать - музыка). Удивило знакомство с японцем, который приезжал несколько лет подряд на этот фестиваль – «Ничего не могу поделать с собой… Затягивает», - говорит. Но самой удивительной была встреча парня, вернее, мужчины уже в годах, на руке у которого были тканевые браслетики почти с половины из 17 лет проведения фестиваля. ОН ИХ НЕ СНИМАЛ! Забавно, но все люди, которых я видел, отрывались так, словно это последняя вечеринка в их жизни. Как музыканты вкладывали душу в свои выступления, так и публика ловила их каждую ноту, каждое слово и каждое движение, чтобы, пропустив через себя, произвести маленький атомный взрыв позитивной энергии. Будь то на выступлении Lee "Scratch" Perry, где над публикой под растаманские мотивы кружился туман сами-знаете-чего, или на Markscheider Kunst’е, где едва ли не с пол-тысячи людей одной большой змейкой ходило нога в ногу, еле держась за бока от хохота,под звуки мелодии из «Кин-дза-дза», или на выступлении Goran Bregović & Wedding Funeral Orchestra, где все становились братьями-славянами, вернее, балканцами, и танцевали так, словно учились этому с рождения.

На Sziget’е можно было найти развлечения на все вкусы. Это и театральные (в том числе и кукольные) представления, кинопоказы, дискуссионные клубы, художественные выставки и галереи, ремесленные мастерские, где можно было научиться лепить из глины горшочки, цветочки и, похоже, бутыли для алкоголя, спортивные площадки, столы с покером, где народ зачастую напивался быстрее, чем заканчивал 10 партеек, бар с вывеской «Чак Норрис», музеи, уличные перформансы, игровой павильон, где можно было показать себя в Guitar Heroes , звукозаписывающая студия для новоиспеченных талантов и многое другое. Афро-латинская деревня предлагала услуги по плетению косичек, учебе игре на барабанах и всякого рода курительные услуги. Казалось порой, что там они это все и выращивают… Только вот на все эти развлечения катастрофически не хватает времени. Или я слишком всецело отдаюсь музыке, или те 4-5 часов в сутки, отводимые на сон, были лишними?  

 


Одна поездка на Sziget очень сильно изменила мои музыкальные пристрастия. Как в электронной сфере, так и в целом.

Являясь на то время неистовым фанатом транса, я ждал как второго пришествия трансовой ночи с Ferry Corsten’ом во главе. А когда она пришла… я под звуки моего любимого “Fire”с легкостью ушел через полчаса его крутого сета на прогулку по другим сценам, наслаждаясь командой, исполняющей вживую драм-н-бейс или хип-хопом на другой площадке. Убивая ноги на Mastercard Party arena под Chase and Status и TC, я вышел на минутку подышать свежим воздухом, заглянул в соседнюю Meduza stage и не смог оттуда уйти – венгр DJ Palotai в течение пяти часов, если не больше, часов поражал меня сначала брейкбитом, а позже дабстепом. Да, касательно последнего стиля, ребята из Modeselektor, наверное, одни из первых показали мне, насколько интересен и разнопланов дабстеп. «Is everybody on the floor… We put some energy in this place» из “Hyper Hyper” - и сейчас, когда слышу эти слова, у меня просто мурашки по коже пробегают. «Happy birthday», «Godspeed», «The White Flash» (с Thom Yorke) просто разрывали танцпол на части. Вот нечасто я видел, чтобы аплодировали, причем так долго и неистово, электронным артистам. Не менее эффектно получилось зажечь толпу у John Digweed’а, чей progressive и tech-house растворял, воодушевлял и невесть откуда наполнял новыми силами. Ох, и долго же я пробивал себе место у самой сцены - арена была переполнена до отказа. До Justice и Vitalic я электро не слушал и не слышал. Нет, разумеется, краешком меня это зацепило. Но на Sziget электро-панк, исходящий от команд, казалось, заставлял вбивать гвозди ногами в танцпол. Сколько раз за ночь мне довелось услышать фразы «Hey dude!Where did you get such stuff? I wanna buy one», на что за меня отвечали друзья – «He is just mad about the music».



Немного фактов о фестивале.

Сам фестиваль ежегодно устраивается в августе на острове Обудай в центре Будапешта (слово Sziget и переводится как «остров»), площадью около 110 га. Фестиваль положил свое начало как узкопрофильное студенческое мероприятие, организованное в 1993 году чисто для «своих». Но 43 тысячи человек легко выросли 143 тысячи в 1994 году, когда фестиваль под названием «Евровудсток» возглавила часть исполнителей оригинального Вудстока 25-летней давности. Фестиваль, несколько раз изменив название, довольно быстро набрал обороты и стал одним из самых крупнейших в Европе, собрав в 2009 году аудиторию уже под 400 тысяч человек. Из-за всего того, что творится на фестивале (читай как – безумие в локальном масштабе),


его называют европейской альтернативой Невадовскому «Burning Man».

Продолжительность фестиваля до 2008 года составляла 7+1 дней, после – в формате 5+2, из которых один («минус первый») день выделялся для концертов венгерских групп, «нулевой день» - для концерта одной звезды и 5 дней для остального безумия. Ах, да, я конечно же забываю про дни дороги на фестиваль и обратно. Уже несколько лет подряд организуются party trains, в которых на протяжении суток поезд, состоящий из нескольких вагонов, оккупируется как рядовыми посетителями Sziget’а, так и заявленными к выступлению на фестивале звездами, с шампанским и вечеринками. Так, в 2010 году в программе поезда намечается выступление клубного открытия голландской электро сцены 2009 года Baskerville. Оооох, и погудят же! Да, официальный дресс-код – хиппи! Организованные с 2008 года bus-tours из Минска хоть и не включают звезд в салоне, но участники умудряются пофестивалить ого-го как!

Из интересных фактов стоит отметить, что на фестиваль уже неоднократно подавали в суд из-за "слишком громкого звука". Со слов одного из главных организаторов Кароя Герендаи, «один раз мэр 3-го района выбрался на фестиваль и потребовал немедленно остановить мероприятие в ту же секунду. Тогда его удалось убедить, что этого делать ни в коем случае нельзя. В Парламенте и на городских заседаниях некоторые личности пытались поставить вопрос о приостановлении фестиваля, предлагали забрать у нас территорию и так далее. На такие случаи у меня есть фраза, что публика - это лучшая наша страховка. И любой политик понимает, что если он заберет у молодежи Sziget, то его популярность в этой среде сведется практически к нулю.» Как итог, организаторам пришлось идти на некоторые ухищрения, чтобы только сохранить свое детище - ограничить выступления на главной сцене 11 часами вечера, сооружать дополнительные звукопоглощающие устройства, исключать из программы Metal Stage. И все равно это не мешает устраивать около 1000 выступлений за 7 дней..

Список выступивших звезд на фестивале довольно внушительный! За последние годы в это были : The Killers, Faithless, Manu Chao, Franz Ferdinand, Radiohead, Basement Jaxx, Bloodhound Gang, KoЯn, Nick Cave, Massive Attack, Iggy Pop, Muse, The Cure, Guano Apes, HIM, David Bowie, The Cardigans, Pink, The Pet Shop Boys, Tricky, R.E.M., Rammstein, Iron Maiden и еще бесчисленное множество артистов.
Представителей электронных сцен, как вы понимаете, также немало: The Chemical Brothers, Bomfunk MCs, Apollo 440, Junkie XL, Paul Oakenfold, Eric Prydz, Pete Tong, Justice, Coldcut, Birdy Nam Nam, Crystal Method, Pendulum, Armin Van Buuren, Laurent Garnier, John Digweed, Paul van Dyk, Underworld, Jeff Mills, Carl Craig, Mylo, Richie Hawtin, Sven Vath, Felix Da Housecat, David Morales, Cedric Gervais, Hernan Cattaneo, Tiefschwarz, Layo & Bushwacka, Annie Nightingale, Dj Hell, Satoshi Tomiie, Timo Maas, Plump Dj´s, Nick Warren, Josh Wink и многие другие

В 2010 году после перерыва в год я снова смогу выбраться на Sziget’овское фестивальное безумие. Здесь я уже застолбил для «must see»- список, в котором будут: легкая и воздушная бельгийская команда Aeroplane, заставляющая меня расплываться в улыбке при первых же нотках ню-диско. Команда Baskerville с их «Death funk disco hip hop rock» из Голландии, которые должны выдать порцию жесткого и заводного электро. Странноватый экспериментальщик Hrdvsion, со словами "Я настолько погружаюсь в это [свою музыку], что становлюсь тем, кто говорит “fuck you” техно и танцевальной музыке» заинтересует смесью idm, glitch, minimal sound. Deadmau5, нахватавший наград за свою сравнительно небольшую карьеру и заполучивший 6-ю строку DJmag в 2009 году, порадует отличным прогрессив и электро-хаусом. Транс-сцена будет представлена моими любимчиками Andy Moor и Sander van Doorn и давно ожидаемой мною командой Infected Mushroom (оох, чувствую с последним альбомом в лайв-исполнении они взорвут танцпол). Отдельного внимания заслуживают технари, которые в этом году устроят Drumcode Night: Adam Beyer, Joel Mull и Alan Fitzpatrick. Нереально интересный проект будет у dBridge, Instra:mental и Sp:mc - Club Autonomic, сочетающий в себе разнообразные стили электронной музыки: и Детройтское техно, и дабстеп, и драм-н-бэйс (но ооооочень мееееедленный), и экспериментальную электронику, и 8-битное звучание, и диско, и даже хип-хоп. Умная электронная музыка, заправленная талантливым Sp:mc, станет лакомым кусочком для многих. Breakestra заставят прыгать под вкусный фанк, а Boyz Noize и Erol Alkan не дадут расслабиться под электро с элементами техно. И даже невзирая на выступление именитых Simian Mobile Disco и Gorillaz Sound System, самой-самой изюминкой, на мой взгляд, станет ниндзя-тьюновский гений инструментального хип-хопа DJ Shadow. Уверен, что как когда-то пару лет назад в одном из киевских клубов я увидел и услышал лучший сет за всю мою сознательную жизнь электронщика – DJ Krush, так и здесь, на фестивале Sziget 2010, меня может ожидать такое же чудо, где я буду переполнен радостью, эмоциями и мыслями, как же здесь сказочно здорово.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
marinavayda
Jul. 11th, 2010 06:41 pm (UTC)
теперь я хочу туда еще больше )
nikolyaf
Jul. 11th, 2010 10:33 pm (UTC)
обязательно едем! надо-надо-надо это пережить и(или) повторить :) ох, и позажигаем! ;)
idm_radio_minsk
Jul. 12th, 2010 06:13 am (UTC)
Я так для себя уже решил, что сигет единственное крупное мероприятие, которое надо посещать летом, и не тратить впечатления, деньги, нервы, здоровье на конченые битугеза или хайникен опэнер (как в этом году).
medium_boss
Jul. 12th, 2010 07:17 am (UTC)
на хайнекене были свои плюсы (все-таки на сигете по 2-2,5 часа не выступают), но вообще с сигетом не сравнится, конечно
nikolyaf
Jul. 12th, 2010 08:10 am (UTC)
ой, а я еще хочу фестивалей всяких напосещать! только вот... денег все никак не удается столько насобирать. так что пока только - Сигет! :)
amore_s
Jul. 16th, 2010 09:24 am (UTC)
огромный жирный плюсодин!
marinavayda
Jul. 12th, 2010 07:08 am (UTC)
учитывая то, что в 2005 я была там проездом и с мамой (!!!), то в этот раз я буду отрываться и делать все то,что не успела сделать тогда
nikolyaf
Jul. 12th, 2010 08:06 am (UTC)
ого! А мама, интересно, под что танцевала? :)
Ты же бус-туром едешь? Свидемся-услышимся! ;)
marinavayda
Jul. 12th, 2010 08:13 am (UTC)
мама там оказалась по ошибке, но с удовольствием посмотрела 3 выступления на Main Stage. осталась под большим впечатлением, но сказала, что больше туда не хочет)) "Потому что там много каких-то странных людей".
Конечно с туром! Так же веселее ) Свидимся!
nikolyaf
Jul. 12th, 2010 08:59 am (UTC)
ахаха ))) да, там действительно бывает очень много странных людей ))) особенно после двух-трех ночей неспания ))
( 10 comments — Leave a comment )